МБДОУ "Детский сад № 219 "

Использование игровых приемов при обучении плаванию детей в ДОУ.

Игры на занятиях по плаванию применяют строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого занятия, его содержания, в тесной связи со всем изучаемым на занятиях учебным материалом.

Игровой метод и, в том числе, эстафеты, должны широко использоваться в процессе обучения малышей плаванию (3 – 5 лет). Этот метод создает на занятиях по плаванию веселую атмосферу и стимулирует творчество и фантазию детей в соревновательных условиях. Игры в воде при обучении плаванию также способствуют мобилизации памяти, двигательного опыта, осмыслению происходящего и оценке своих действий, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности. Известно, что наиболее ценными для достижения образовательных целей играми являются те, в которых воспитанники используют движения, близкие к тем, которые используются в овладении приемами спортивных движений.

Опыт работы подсказывает, что при обучении малышей плаванию, особенно на первоначальных этапах обучения, необходимо использование только игровых методов и приемов: «Дождик», «Веселые брызги», «Водичка, водичка, умой мое личико», дидактическая игрушка Лягушка и др.

Я хочу рассмотреть особенности применения игрового метода и содержание некоторых игровых упражнений, в частности, эстафет в упрощенной форме, которые могут использоваться инструктором по физической культуре для обучения детей плаванию. Эстафеты и игры на воде позволяют не просто изучать, совершенствовать и закреплять технику плавания, но и расширять диапазон двигательных возможностей в воде, способствовать раскрепощению и комфорту детей в водной среде. Расширение двигательных умений и навыков в результате занятий в бассейне. После занятия по плаванию с включением эстафет, у малышей заметно повышается настроение и появляется больше желания посещать занятия по плаванию.

Эффективность на этапе освоения с водой при использовании эстафет выше, когда дети одной команды держатся друг за друга при движении вдоль бассейна. Таким образом, позволяя детям чувствовать себя более безопасно и уверенно, что очень важно на начальном этапе обучения детей плаванию. Но, использовать данную методику в проведении эстафет лучше всего после того, как дети способны свободно и самостоятельно передвигаться по бассейну. Например: «Паровозик», «Переправа», «Гонки шаров» и др.

В проведении эстафет для малышей, я использую как можно больше поддерживающего инвентаря, тем самым вызывая больший интерес у малышей к занятиям плаванием. В ходе таких эстафет у детей быстрее преодолевается водобоязнь. Они учатся преодолевать трудности и в то же время обучаются новым двигательным навыкам, которые в дальнейшем пригодятся им при обучении плаванию.

Увлекшись игрой, дети часто забывают о выполнении педагогической задачи, которую ставит перед ними инструктор по плаванию, и если он не будет обращать внимание на их движения, то ошибки в технике выполнения задания могут стать привычными и закрепится.

Так же на своих занятиях по плаванию с малышами я использую, традиционные игры на воде для детей младшего дошкольного возраста. Игры я подбираю, подходящие по возрасту и по индивидуальным особенностям детского организма – «Фонтан», «Моторная лодка», «Рыбки и рыболов», «Водолазы», «Крокодил» и др. Частота повторений игры не превышает 2-3 раз, так как дети младшего дошкольного возраста быстро утомляются и теряют интерес к игре. Стараюсь более разнообразить игры различным инвентарем, таким образом, заинтересовывая детей к играм на воде. Во время игр я смотрю за правильностью выполнения задания и соблюдением правил игры.

На занятиях по плаванию я стараюсь развивать не только физические качества ребенка, но и умственные способности. Поэтому к своим занятиям я подбираю игры с различными считалками, стихами, решаются задачи сенсорного воспитания и т.д. (уточнение формы, цвета, свойств предметов, ориентировка в пространстве). Тем самым осуществляется взаимосвязь занятий плаванием с другими видами занятий.

Например:

1. «Море волнуется». Глубина воды по пояс. Задача данной игры помочь детям освоиться на воде, познакомиться с ее сопротивлением. Описание. Дети стоят возле бортика на своих местах обозначенными геометрическими фигурами. По моей команде «Море волнуется!» они разбегаются в произвольном направлении (их «разгоняет ветер»), производят любые движения рук, окунаются, ныряют и т.д. Когда произносится: «Ветер стих, море успокоилось!», дети должны быстро вернуться на свои места у бортика с выбранной им в начале игры геометрической фигурой. Правила. Инструктор говорит: «Раз, два, три — вот на место встали мы». Ненашедший за это время своего места в колонне отмечается как невнимательный. Методические указания. Можно использовать построение в круг, в одну шеренгу. Опоздавшего можно посчитать выбывшим из игры, вывести его из воды (но только один раз). В данной игре дети забывают о своем страхе перед водой, и быстрее преодолевают водобоязнь, так же играя в эту игру, дети развивают свою память, внимательность и быстроту.

2. «Карусели». Глубина воды до колен, по пояс. Задача   игры: способствовать освоению движений в воде (ходьба и бег). Описание. Взявшись за руки, дети образуют круг. По сигналу воспитателя они начинают движение по кругу, постепенно ускоряют шаг. Во время движения по кругу играющие хором произносят:

Еле-еле, еле-еле

А потом, потом, потом —

Закружились карусели,

Все бегом, бегом, бегом.

После этого бегут по кругу (1—2 раза). Затем инструктор произносит:

Тише, тише, не спешите,

карусель остановите.

Дети постепенно замедляют шаг и со словами:

Вот и кончилась игра. Остановка раз и два

— останавливаются.

Игра повторяется с движением в противоположную сторону. Правила. Нельзя отпускать руки, падать в воду. Методические указания. Глубину воды можно увеличивать, объясняя на примере, что сопротивление воды при движении возрастает тем больше, чем большая часть поверхности тела находится под водой.

3. «Бегом за мячом!». Глубина воды по пояс. Задача   игры: закрепить у детей навык смело входить в воду и передвигаться в ней. Описание. Играющие становятся в одну шеренгу лицом к воде на расстоянии шага друг от друга. На расстоянии 4—6 м от детей находятся плавающие предметы (мячи, круги), количество которых равно числу играющих. По сигналу воспитателя ребята бегут за этими предметами и возвращаются на берег. Выигрывает тот, кто первым займет свое место на берегу. Если ребенок первым прибежал на берег, но нарушил правила, он не получает первого места. Правила. Нельзя забегать за условное место, толкать друг друга, подставлять подножки и мешать бегу товарищей. Методические указания. Вариант игры: в воде находятся плавающие предметы, количество которых равно половине числа играющих. По сигналу воспитателя ребята бегут за ними и возвращаются на берег. Выигравшими считаются те, кому не достанутся предметы.

4. «Хоровод». Глубина воды по пояс. Задача игры: учить погружаться с головой в воду. Описание. Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Медленно передвигаясь по кругу, они хором произносят:

Мы идем, идем,

Хоровод ведем,

Сосчитаем до пяти,

Ну, попробуй нас найти!

Хоровод останавливается, дети хором считают до пяти и отпускают руки. При слове «пять» все одновременно погружаются в воду с головой, после чего выпрямляются. Игра продолжается, но с движениями в другую сторону. Правила. Проигравшим считается тот, кто не погрузился с головой в воду. Методические указания. При повторении игры можно использовать речитатив:

Раз, два, три, четыре, пять — Вот мы спрячемся опять.

Можно предложить детям под водой считать про себя до пяти. Тогда по правилам игры выпрямляться будет разрешено, только сосчитав под водой до пяти.

5. «Мы погреемся немножко». Глубина воды по пояс. Задача игры: учить погружаться в воду с головой. Описание. Дети встают в круг и под стихотворение выполняют движения:

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

(дети под водой хлопают в ладоши, делая брызги).

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Мы погреемся немножко, мы попрыгаем немножко

(дети выполняют прыжки, погружаются в воду).

Прыг-прыг, прыг-прыг.

Мы погреемся немножко, мы потопаем немножко.

(дети шагают, высоко поднимая колени).

Топ-топ, топ-топ.

Свободное плавание я использую в заключительной части занятия для того, чтобы дети отдохнули и раскрепостились. Я использую это время для поощрения детей к самостоятельному творчеству и попыткам выполнения новых движений и трюков с предметами и без предметов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Я считаю, что задача инструктора по физкультуре для обучения плаванию – не просто научить технике плавания, а сделать так, чтобы ребенок воспринимал воду как еще одну жизненную среду, не боялся и любил ее, и мог свободно использовать водное пространство для эмоционального и физического развития и психической разгрузки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • контент
  • спас-экстрим
  • дети онлайн
  • акипкро
  • фскн россии
  • право
  • акиац
  • барнаул
  • тел доверия полиции
  • элуслобр
  • надзор обр
  • уполномправа реб
  • сервер гв
  • госуслуги
  • инфосистемы
  • мои документы
  • минпросв
  • Министерство образования и науки Алт
  • нокро
  • профсоюз
  • осовак
  • пнпо