МБДОУ "Детский сад № 219 "

Направления работы по подготовке к обучению грамоте

Направления работы по подготовке к обучению грамоте:                      
  •  формирование представлений о языковой действительности;
  •  формирование навыков звукового анализа слов;
  •  подготовка руки ребенка к письму.

Исходя из этих направлений, можно сформулировать одноименные задачи, которые реализуются в процессе обучения. Все три задачи должны решаться на одном занятии в разных его частях.

Содержание работы  по каждому направлению

Формирование представлений о языковой действительности

  1.  Познакомить детей с различными языковыми явлениями (полисемия, синонимия, антонимия, паронимия и т.п.).
  2.  Дать детям элементарные теоретические знания о речи, структуре текста и о составе предложения из слов, а слов из слогов.
  3.  Сформировать представления о звуках речи (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие), научить определять различные характеристики звуков.

Формирование навыков звукового анализа

  1. Научить определять наличие или отсутствие заданного звука в слове.
  2. Научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец).
  3. Научить определять место гласного звука в слове  с использованием наглядных моделей (сначала в односложных, затем в двухсложных).
  4. Научить составлять наглядную схему слова с дифференцированными характеристиками согласных звуков (мягкие – твердые, звонкие – глухие).

Подготовка руки ребенка к письму – выработка слухо-зрительно-моторной координации в движениях руки

  1. Научить произвольно выполнять задания по словесной инструкции (графические диктанты).
  2. Научить детей работать по наглядному образцу.
  3. Научить работать по правилу (самостоятельно уловить закономерность ряда изображенных предметов,  продолжить ряд)

Наиболее подробно необходимо остановиться на содержании работы по первому направлению – формирование представлений о языковой действительности. Как отмечают ведущие специалисты в вопросах речевого развития детей, ведущее направление в обучении родному языку – формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи. Поэтому ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.

В понятие «языковая действительность» включены языковые элементы и языковые явления. Основная работа базируется на ознакомлении и осознании языковых элементов.

К языковым элементам относятся такие понятия, как предложение, слово, слог и звук. В процессе ознакомления соблюдается принцип «от общего к частному», т.е. сначала знакомят с предложением, затем выводят детей на понятие «слово», затем знакомят с составом слова из слогов, а потом из звуков.

При ознакомлении с понятиями необходимо сформировать у детей  некоторые теоретические представления. Ниже будут перечислены некоторые задачи, которые должны быть решены в процессе ознакомления с языковой действительностью. Обязательное условие усвоения – практическая речевая деятельность детей с использованием некоторых приемов моделирования.

 РЕЧЬ

  1. Для чего человеку речь. Диалог и монолог (беседа и рассказ)
  2. Ввести понятия «устная» и «письменная» речь.
  3. Дать представления о типах высказывания – описание, повествование, рассуждение.
  4. Дать представление об элементарной  структуре текста – начало, середина, концовка.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  1. Наша речь состоит из предложений.
  2. Научить детей определять конец предложения, т.е. членить речь на предложения.
  3. В предложении всегда есть законченная мысль. Сравнить предложения со словосочетаниями.
  4. Предложения в речи взаимосвязаны. Если предложения поменять местами или пропустить одно из них, то получится  бессмыслица.
  5. Предложение может быть сказано с разной интонацией, от этого может измениться смысл высказывания.
  6. Предложения бывают длинными и короткими. Научить детей сравнивать предложения с использованием приемов моделирования.
  7. Предложение состоит из слов. Все слова в предложении связаны. От перестановки мест слов меняется смысл всего предложения.

СЛОВО

  1. Дать детям понятие «слово».
  2. Каждое слово что-то обозначает, т.е. имеет значение. Слова могут обозначать предметы, их признаки, действия и др.
  3. Слова-сорняки.
  4. Слова бывают родственные (однокоренные)
  5. Слова-близнецы (многозначные).
  6. К  слову можно подобрать слово с противоположным значением (антоним – неприятель) и похожее (синоним – приятель).
  7. Обобщающее значение слов.
  8. Переносное значение слов.
  9. Слова имеют свой род. Женский, мужской, средний.
  10. В словах есть ударение. Если изменить ударение, то получится другое слово. Слова – омографы (понятие не дается)
  11. Слова бывают длинные и короткие.

СЛОГ

  1. Слова состоят из частей, которые называются слогами.
  2. Научить детей членить слова на слоги, познакомить с разными приемами членения. Сначала берутся двухсложные и трехсложные слова, а затем односложные.
  3. Научить детей проводить наращивание и сокращение слоговой структуры слова. Односложное слово превратить в четырехсложное и наоборот (лис – лиса – лисенок – лисунечка).
  4. Слоги в словах следуют друг за другом. Если изменить их порядок, то меняется смысл слова или образуется бессмыслица.
  5. Отдельный слог не имеет смысла. В разных словах встречаются одни и те же слоги. Упражнять детей в придумывании слов с заданным слогом. Например: слог ма в словах ма-ши-на, Ма-ша, па-на-ма и т.д.

 ЗВУК

  1. Нас постоянно окружают звуки. Звуки могут быть разными: шумными, музыкальными, речевыми. Слова  в речи состоят из звуков.
  2. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно пропеть, они могут тянуться, а согласные звучат коротко и отрывисто.
  3. Все гласные звуки – звонкие, а согласные могут быть звонкими, а могут быть глухими. Научить детей различать звонкие и глухие звуки на слух.
  4. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
  5. От количества гласных звуков в слове зависит и количество слогов.
  6. Звуки несут смыслоразличительную функцию. Если изменить звук в слове, то меняется смысл слова (мышка – мишка).

После усвоения предложенного материала работа проводится в обратном порядке, т.е. «от частного к общему». Дети учатся из разных звуков составлять слоги, затем слова. Работа проводится тогда, когда дети достаточно хорошо овладели звуковым анализом слова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • контент
  • спас-экстрим
  • дети онлайн
  • акипкро
  • фскн россии
  • право
  • акиац
  • барнаул
  • тел доверия полиции
  • элуслобр
  • надзор обр
  • уполномправа реб
  • сервер гв
  • госуслуги
  • инфосистемы
  • мои документы
  • минпросв
  • Министерство образования и науки Алт
  • нокро
  • профсоюз
  • осовак
  • пнпо